Окончилось беззаботное дошкольное детство, и начался новый важный жизненный этап формирования личности со строгим, планомерным обучением, оценкой успехов и нормированной рабочей неделей. Решительный переход к новым реалиям сопровождается для первоклассника мотивацией достижений в получении новых знаний, положительными ожиданиями, но и возможными неприятностями.
Возрастные кризисы у детей дошкольного возраста обозначают появление точек личностного роста, интеллектуального развития и физиологического созревания в определенный временной период. Слово “кризис” в переводе с греческого означает “поворотный пункт” с новыми ориентирами, целями и привлекательными возможностями. Поэтому – повернуть надо вовремя, не застряв в прошедшем вчерашнем дне. На протяжении каждого этапа прослеживаются характерные закономерности изменений, как анатомических, психомоторных, так и социально одобряемых успехов.
Условная периодизация детских кризисных этапов
Первый кризис у ребенка 1 года в возрастной психологии обозначен, как кризис преддошкольного возраста или старшего ясельного. В соответствии с общепризнанной возрастной периодизацией, предложенной педиатрами и психологами, этот этап завершается к трем годам и началу посещения детского сада.
По периодизации известного ученого Э.Эриксона годовалый малыш ранней возрастной группы, в основном, нуждается в удовлетворении примитивных жизненно важных потребностей. Возрастные кризисы у детей до года практически малозаметны – дискомфортным и болезненным часто становится период прорезывания зубов (приблизительно в конце первого полугодия жизни грудничка). Кризис одного года уребенка по классификации возрастной психологиизапускает механизмы эволюции биологической и социальной адаптации ребенка. Далее стремление к общению становится преобладающим, так как происходит мощная “интеллектуальная загрузка”мозга.
У трехлеток хорошо проявляется динамика становления самостоятельной речевой функции, так этот период психологи обозначают как сензитивный (чувствительный, легкий) к данному виду деятельности. Кризис в 3 года у ребенка по мнению известных экспертов возрастной психологии выражается в стремлении к самостоятельности, которое выражается в классическом: “Я сам”.
Школьная мотивация
Период взросления ребенка в возрасте семи лет обусловлен главной престижной социальной мотивацией – превращением малыша – несмышленыша в уважаемого школьника. Активный старший дошкольник стремится к получению новых знаний и взаимному общению с одноклассниками.
Внимательный взрослый, сопровождающий развитие мальчика или девочки в этом возрасте, тактично заинтересует старшего дошкольника в подготовке к получению знаний в общем школьном классе. Знание возрастной психологии и доброжелательность со стороны близких взрослых поможет стремительно растущему маленькому гражданину преодолеть возрастной кризис у детей семи лет.Психологи настойчиво напоминают, что главным условием успешного преодоления “зоны бедствия” как для первоклассника, так и его родителей, является терпение и установление доверительных отношений со стороны старших. Так как зона базового доверия и уютной безопасности для беззащитного малыша – это непререкаемая, можно сказать, биологическая потребность школьника начальных классов.
Социальные факторы влияния
Детские психологи обозначают, что возрастные кризисы у детей дошкольного возраста недостаточно изучены до сих пор. Многие разноплановые факторы оказывают влияние на возникновение негативных и парадоксальных искажений в восприятии и поведении старшего дошколенка. Взросление, воспитание и созревание будущего школьника происходит в разноплановых социальных и нравственно – психологических условиях, что также может негативно влиять на весь процесс перехода из детского сада в интеграции в коллектив школьного класса. Уровень материального достатка и семейных возможностей первоклассника имеет существенное значение в подготовке и безболезненной адаптации ребенка к школьной жизни.
Родителям нужно понимать и определенно учитывать, что семилетки уделяют огромное внимание внешнему облику одноклассников и могут жестоко отвергнуть бедно или неряшливо одетого сверстника.
В роли “гадкого утенка” и пренебрежения любой малыш сникнет и утратит инициативу как в учебе, так и общении одноклассниками и педагогами. В данном случае адаптация и комфортное пребывание в школьной среде в усложнится и приобретет негативное течение. Легкоранимый малыш может отказываться посещать школу или конфликтовать с такими же детьми, у которых родители или родственники имеют более высокие финансовые возможности. Уместным будет повторить, что стеснительность и боязливость первоклассника создают зону дискомфорта в ответ на насмешки и отвержение одноклассников.Влияние физиологических изменений на детское развитие
Надо напомнить, что в этот период происходит и радикальное изменение физиологических функций организма, которое и является основой взросления на этом этапе. Семилетки отличаются даже от шестилетних детей, так как в течение года возрастного развития меняются показатели деятельности высшей нервной деятельности и функций коры головного мозга. Это выражается в быстроте и устойчивости выработки условных реакций (рефлексов) и словесно — логической деятельности (взрослой устной речи). Овладение речью и умение логично обосновать свое высказывание имеет решительное значение в формировании учебных навыков и успешного обучения, так как ум и речь – единое целое.
Одним из самых важных качеств и способности к обучению является произвольное внимание, на котором и строятся учебно – познавательные (когнитивные) процессы и индивидуальный уровень школьной зрелости. Физиологической основой появления эмоциональной устойчивости является созревание структур лобного отдела больших полушарий головного мозга.
Внешние проявления переходного периода старшего дошкольника немного похожи на «неудобства» для взрослых, которые появляются в период уже миновавшего кризиса 3-х лет. Малыш становится капризным, иногда агрессивным или излишне стеснительным. На данном этапе важно поддерживать малыша в его самостоятельном поведении и положительных инициативах, так как неопределенность и неуверенность может усугубить ситуацию и привести к развитию детских неврозов. Надо напомнить, что невротические реакции, которые нередко возникают у детей с низкой самооценкой, приводят к формированию синдрома “неудачника по жизни”. Уверенность в, адекватная самооценка – полезная черта характера, которую уважают и взрослые и ровесники, помогает преодолеть возрастные кризисы у детей.
У первоклассника появляются не только внешние изменения, но и новые непривычные внутренние переживания, которые также связаны с социальным взрослением. Дошкольник данной возрастной группы ожидает к себе уважительного отношения, так как преиспоненгородости за Ребенок седьмого года жизни обладает чувством меры в поведении, соблюдает тактичную дистанцию в общении с незнакомыми людьми, у него развито чувство стыда. Такие особенности стандартного поведения в обществе – это тоже нормы современной детской социальной адаптации.
Очень часто опекающие взрослые немного навязывают старшим дошколятам удобную для себя позицию: «Ты теперь – взрослый. Ты – школьник». Далеко не взрослый (на самом деле) ребенок с трудом адаптируется к своему новому положению в обществе, и зачастую просто боится новых требований и обязанностей.
Наравне со стремлением к знаниям и умению сосредотачиваться и усидчиво слушать педагога, ему еще хочется веселых беззаботных игр, которые необходимы, конечно же. Но статус «взрослого» школьника накладывает новые внутренние требования и воображаемые горизонты. Родители же в этот момент и закладывают условия для возникновения эмоционального дискомфорта (раздвоения) – с одной стороны «ты – взрослый», но на самом деле «ты – маленький». Это и становится основной причиной кризиса 7 лет у ребенка по мнению возрастной психологии.
Демонстративный непослушный спорщик или самостоятельный хитрец – вот проявления характерных возрастных кризисных процессов у семилеток. Ребенок стремится быть самостоятельным (вплоть до выбора в мелочах), но защитной реакцией в споре со старшими может намеренно «хитро» не услышать вопроса или неудобного требования, так как уже не собирается беспрекословно исполнять их просьбу.
Квалифицированный педагог или внимательный родитель должен своевременно ознакомиться с теоретическими исследованиями возрастных кризисов у детей (в открытом доступе существуют подробные аналитические таблицы). Полезно обратиться к трудам академика Льва Семеновича Выгодского, подробно исследовавшего проблемы психологического развития человека, становление внутреннего мира и физического взросления старшего дошкольника.
Практические рекомендации по преодолению кризиса у первоклассника
Родители или близкие родственники ученика первого класса могут обратиться за консультацией к практическому психологу как в детском дошкольном заведении, так и в специализированных центрах, для того, чтобы выработать тактику взаимодействия с непослушным «трусишкой – первоклашкой». Таким образом можно значительно сгладить или вообще не допустить болезненных искажений и деформаций характера ребенка и помочь ему комфортно влиться в коллектив первого класса, подружиться со соучениками и успешно овладевать новыми знаниями.
Для успешного преодоления “возрастного поворота” в жизни семьи, имеющей первоклашку, психологи рекомендуют обращать внимание на здоровье малыша и режим школьных и самостоятельных домашних занятий. Всем известные нагрузки и перегрузки учеников начальных классов приводят к ослаблению общего здоровья, снижению работоспособности, истощению нервной системы и утомляемости ребенка.
Внимательные и чуткие родители хорошо осведомлены, что появление двигательного беспокойства или торможения (зевоты или слабости) у ребеночка во время напряженных занятий означает наступление запредельной охранной реакции. Необходимо прервать занятие и позаботиться о полноценном отдыхе, проветривании, дополнительном питании и переключении детского внимания.
Оптимизм и грамотная осведомленность родителей, старших братишек или сестричек, бабушек с дедушками, которые непременно захотят поучаствовать в дебюте “новоиспеченного” школьника создает уютную и благоприятную атмосферу адаптации первоклашки. Кризис семи лет будет легко преодолен или не возникнет вообще
Частые вопросы
В каком возрасте бывают возрастные кризисы у детей?
Возрастные кризисы у детей могут проявляться в разные периоды развития, но наиболее часто они наблюдаются в возрасте от 1 до 3 лет, от 6 до 12 лет и в подростковом возрасте от 12 до 18 лет.
Что делать, если у ребенка возрастный кризис?
Важно поддерживать ребенка эмоционально, обеспечивать ему безопасную обстановку, проявлять понимание и терпимость. Также полезно обсудить ситуацию с педагогом или психологом, чтобы получить профессиональную поддержку и советы.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Осознайте, что возрастные кризисы у детей бывают в разные периоды развития, например, кризис трех лет, семи лет, подростковый кризис и т.д. Будьте готовы к изменениям в поведении ребенка в эти периоды.
СОВЕТ №2
Поддерживайте ребенка эмоционально и физически, обеспечивая ему безопасную среду для выражения своих чувств и эмоций. Постарайтесь быть терпимыми и понимающими, даже если поведение ребенка вызывает беспокойство.
СОВЕТ №3
Обсудите с ребенком его чувства и переживания, помогите ему найти способы решения проблем, связанных с возрастными кризисами. Поддержка и понимание со стороны родителей могут помочь ребенку преодолеть трудности этого периода.